Методики развития        17 июля 2018        15         1

Методика Золтана Дьенеша

Золтан Пал Дьенеш

Золтан Пал Дьенеш (венг. Zoltán Pál Dienes; 1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Родился в Австро-Венгрии в 1916 году. Родители — Пал и Валерия Дьенеш. Детские годы прошли в Венгрии, Австрии, Италии и Франции.

Какая мама не мечтает о том, чтобы её малыш рос развитым и смышлёным? С появлением в семье ребёнка многие родители задумываются о том, как лучше его развивать. А чего хочет любой ребёнок? Конечно же, играть!

Возникает вопрос — как сделать так, чтобы кроха и мир познавал, и играл одновременно?

Множество методик раннего развития, с которыми мы вас знакомим, совмещают игру и обучение — например, та же методика Монтессори.

Сегодня мы хотим рассказать вам о менее известной, но не менее интересной авторской методике обучения, так же основанной на игре. Разработал её венгерский педагог, психолог и математик Золтан Дьенеш в 60-х гг. прошлого века.

С чего всё началось

Дьенеш, с детства увлечённый математикой и влюблённый в эту науку, всю жизнь недоумевал — почему многим людям она даётся с таким трудом? В то время, как одни овладевают математикой с лёгкостью и решают задачки, будто орешки щёлкают, другие просто погрязают в пучине непонятных формул и понятий.

Получив докторскую степень по математике и психологии, Дьенеш посвятил многие годы исследованиям и преподаванию малышам в разных странах.

И в итоге нашёл ответ на свой вопрос! Оказывается, можно не только привить ребёнку любовь к этой науке, но и добиться немалых успехов в её изучении, задействуя творческий потенциал и игровой подход.

При этом дети могут даже не подозревать, что изучают сложные математические понятия. Итак, давайте рассмотрим подробнее, в чём тут «соль».

«Новая математика»

Систему Дьенеша называют ещё и «новой математикой», поскольку главная её цель — развитие логического мышления и знакомство малышей с различными математическими понятиями. Разумеется, посредством простых и понятных игр, танцев и песенок. И никаких тетрадок и скучных учебников!

После многократных исследований венгерский светила разработал собственную уникальную методику для обучения дошкольников математике — логические блоки. Их цель — познакомить малыша с различными свойствами предметов.

В комплект входит 48 объёмных геометрических фигур, различных по признакам — форме, цвету, размеру, толщине. В наборе не найдётся даже двух фигурок, схожих по всем параметрам. Блоки выполнены так, чтобы дети легко могли распознать основные варианты свойств и назвать их. Например — большой жёлтый шар или тонкий красный треугольник.

В процессе игры с фигурками ребёнок группирует их по различным признакам, выкладывает в ряд по заданному правилу, перестраивает и т.д.

Что даёт обучение по системе «новой математики» Дьенеша

Занятия с блоками развивают не только логическое и аналитическое мышление, но и совершенствуют творческие способности, воображение, речь, координацию движений, память и восприятие.

Так, в результате несложных манипуляций с фигурками малыш учится анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать предметы, считать в уме. А вдобавок тренирует речь и учится грамотно строить предложения.

Но самое главное — играть с фигурками Дьенеша будет просто интересно как трёхлетним карапузам, так и первоклашкам!

Основные принципы образовательной методики Золтана Дьенеша

  1. Занятия можно начинать с трёх лет
  2. В методике используется принцип «от простого к сложному», поэтому заниматься можно с детьми разного возраста, варьируя сложность задач.
  3. Вы можете использовать систему Дьенеша как самостоятельную программу обучения, так и в качестве дополнения к другим занятиям.
  4. Начать лучше с простого знакомства с блоками — дать ребёнку потрогать все фигурки и поиграть с ними так, как ему хочется. Играя, он сам сможет заметить, что элементы имеют различную форму, размер, толщину и цвет. Затем можно предложить ребёнку небольшие задачки. Например, найти такие же по цвету (форме, толщине, размеру) фигуры, как заданная. Или, наоборот, отыскать отличные по какому-либо признаку блоки. После этого можно переходить к играм.
  5. Играя с фигурками, дети учатся обобщать предметы по свойствам, постепенно наращивая количество этих свойств. Например, сначала малыш сортирует блоки только по одному признаку, затем — по двум, ещё позже — по трём и т.д.
  6. Поэтому не ленитесь и занимайтесь с малышом столько, сколько потребуется — количество повторов будет зависеть от его возможностей. А чтобы ребёнок не утратил интерес и занятия ему не наскучили, обыгрывайте каждую задачу в нескольких сценариях. Или меняйте условия выполнения упражнения — например, сначала мы строим мостик из фигурок одного цвета, но разной формы, затем — из одинаковых по форме, но разных по размеру. Экспериментируйте и фантазируйте, вариантов — огромное множество!
  7. Чтобы занятия были более увлекательными, играйте вместе с малышом! Не стесняйтесь ошибаться и не торопитесь указывать на ошибки ребёнку – путь он сам заметит и исправит их.

Как можно играть с блоками

Принцыпы игры Золтана Дьенеша

Играть с фигурками Дьенеша можно множеством разных способов. Мы приведём в качестве примера некоторые из них. Вы можете использовать их, а можете и придумать собственные.

  • Выложите в ряд несколько «кубиков» и дайте малышу время запомнить их. Затем попросите его отвернуться и замените какую-либо фигурку на новую, поменяйте местами имеющиеся или просто уберите одну. Ребёнок должен заметить изменения.
  • Положите перед ребёнком 3 блока. Малыш должен убрать лишнюю фигуру и догадаться, какой принцип объединяет две других.
  • Сложите все блоки в мешок и попросите кроху на ощупь найти, к примеру, все треугольные элементы или все плоские.
  • Пофантазируйте и соберите вместе с малышом различные изображения из блоков — дома, человечков, машины и прочее.
  • Положите с одной стороны 3 фигурки, а с другой — 4. Попросите ребёнка показать, где блоков больше и как сделать их количество равным.
  • Составьте из блоков ожерелье, чередуя элементы по любому из признаков или используя фигуры только одного размера и цвета, но разной формы.
  • Найдите вместе с малышом каждой маленькой фигурке «маму» — например, маленькому зелёному треугольнику нужно подобрать в пару такой же большой.
  • В завершение урока предложите юному математику сложить в коробку фигуры с определённым признаком — например, все большие. А сами уберите все маленькие. После этого можно предложить ему взять, к примеру, все оставшиеся зелёные элементы, а самому выбрать красные.

Несмотря на то, что методика Золтана Дьенеша не столь популярна в нашей стране, мы рекомендуем вам обратить на неё внимание.

Даже если вы не преследуете цели вырастить из своего малыша великого математика, развитие аналитических способностей, логики, внимания и памяти никогда не будет лишним.

Познакомьте вашего карапуза с математикой с необычной, творческой и игровой стороны, и возможно, он посмотрит на эту науку другими глазами и легко с ней подружится.

Логические блоки Золтана Дьенеша видео

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Сергей:

    В видео всё детально опубликовано

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *