Методики развития        16 июля 2018        49         5

Методика Вячеслава Воскобовича

Вячеслав Воскобович

Вячесла́в Вади́мович Воскобо́вич (род. 2 апреля 1955, Запорожье, УССР) — автор развивающих игр и пособий для детей, создатель игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 1-12 лет. Окончил Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина по специальности «Инженер-физик». Когда обзавелся семьей и детьми, проявился его интерес к педагогике.

Методика игры Вячеслава Воскобовича

Сегодня мы расскажем вам о ещё одной замечательной методике раннего развития, появившейся в нашей стране в 90-х годах прошлого столетия. Её автор — инженер-физик Вячеслав Воскобович.

Несмотря на большую популярность методики на заре её создания, сейчас о ней знают немногие мамы и папы. А ведь система эта поистине уникальна и самобытна, поэтому мы настоятельно рекомендуем вам познакомиться с ней поближе.

Немного о истории методики Воскобовича

Как это часто бывает, создать собственную методику раннего развития автор решил после появления на свет собственных детей (аналогичная ситуация произошла и с бельгийкой Сесиль Лупан — о ней мы писали ЗДЕСЬ).

Выбор развивающих игр и методик в те годы был достаточно скромен, поэтому Вячеслав Воскобович решил подойти к делу основательно и создать нечто совершенно новое. Не одноразовые игрушки, которые интересны ребёнку только в первые часы, а игровые пособия, способные не просто поддерживать интерес ребёнка на протяжении многих лет, но и всесторонне развивать его.

Отсутствие педагогического образования не помешало Воскобовичу воплотить свою идею в жизнь и придумать замечательные игры с интересными сюжетами и сконструировать уникальные развивающие игрушки.

Основные принципы методики Воскобовича

  1. Методика рассчитана на детей разного возраста – от двухлетних карапузов до младших школьников. Для малышей предназначены простые упражнения в один или два шага, для старших деток – задания посложнее.
  2. Материал преподносится в форме сказочных историй, которые помогают малышу быстрее запоминать буквы, цифры или формы. Слушая сказку, ребёнок вместе с героями из волшебного Фиолетового Леса выполняет различные задания. Создать такой «лесной» уголок вы сможете и дома, своими руками — из фанеры, ткани или ковролина. Играя, малыш проживает различные сюжеты и события вместе со сказочными персонажами и тем самым получает новые знания и закрепляет полученные навыки, учится размышлять и фантазировать. Для каждого занятия можно придумывать новые сюжеты и сценарии.
  3. Комплексный подход и многоплановость. Методика Воскобовича затрагивает не только логическую сторону мышления, но и творческую. Игры стимулируют интеллект, логику и сенсорное восприятие, тренируют память и наблюдательность, развивают мелкую моторику рук, закладывают начальные знания о математике и геометрии. И вместе с тем, совершенствуют творческие способности, воображение, формируют навыки чтения и учат человеческим взаимоотношениям. При этом многие из этих задач решаются одновременно в процессе одной игры.
  4. Взрослые активно участвуют в играх вместе с детьми, становясь их равноправными партнерами.
  5. Методика Воскобовича даёт хорошую подготовку к школе — ко времени поступления в первый класс дошколята уже овладевают чтением, счётом, логически мыслят и учатся с удовольствием.
  6. Игры Воскобовича можно совмещать с другими общеразвивающими занятиями и методиками.

Что представляют собой игры Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор более 50 развивающих игр. Мы познакомим вас с некоторыми из них:

«Геоконт»

Под таким затейливым названием скрывается простая дощечка, в которую вбиты гвоздики. Через гвоздики натянута резинка по форме различных геометрических фигур. Сложность манипуляций с резинкой варьируется в зависимости от возраста ребёнка. Например, малышам можно предложить придумать свою фигуру и соорудить её на дощечке, детям постарше — натянуть резинку по образцу, школьникам — составить целое поле из геометрических фигур. Благодаря этой игре ребёнок осваивает цвет, размер и форму, учится мыслить и творчески, и логически. Чтобы малыш не заскучал, игру можно сопроводить весёлым сценарием со сказочными персонажами.

«Квадрат Воскобовича»

Эта игра развивает творчество, пространственное мышление и умение конструировать. Несмотря на нехитрый вид — кусочек ткани с наклеенными с обеих сторон жёсткими разноцветными треугольниками — игра прекрасно развивает логику и воображение. Квадрат можно складывать в различные плоскостные и объемные фигурки по принципу оригами — домики, зверушек, машины и другие формы.

Вариантов сложения — буквально миллион! Играть с квадратом можно не только дома, но и на прогулках и даже во время путешествий — он легко складывается и занимает мало места.

«Черепашки»

Игра, обучающая счёту и развивающая воображение, память мелкую моторику. Предназначена для детей от 4 до 6 лет. Это своеобразная мозаика с деталями в виде черепашек, которые нужно вставлять в прорези на игровом поле. В результате получаются разнообразные фигурки — животные, дома, человечки.

Игры эти можно использовать многократно на протяжении многих лет, главное – не ленитесь фантазировать и придумывать новые сценарии, чтобы привлечь внимание ребёнка к игре. Не обязательно использовать авторские сказки — вы вполне можете придумать свои.

Ещё не менее популярные игры по методике автора:

Игра «Конструктор букв» Для обучения чтению, понятию взаимосвязи между звуком и буквой
Игровое пособие «Складушки» Для освоения принципа сложения слогов
Игра-шнуровка «Ромашка» Развитие умения составлять слова и читать их
Кубики «Теремки Воскобовича» Развитие умения соединять буквы в слоги, слоги в слова
Игра «Кораблик Брызг-Брызг» Развитие математических способностей
Пособие «Математические корзинки» Развитие умения сравнивать цифры и выполнять математические действия
Игра-головоломка «Чудо-крестики» Развитие математических способностей
Игра «Кораблик Плюх-Плюх» Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений

На что стоит обратить внимание в играх

  1. Для начала как следует разберитесь с играми самостоятельно и выберите те, которые, на ваш взгляд, подойдут вашему малышу.
  2. Во время занятий не забывайте устраивать «переменки» и делать вместе с ребёнком зарядку, не давая ему долго находиться в сидячей позе.
  3. Не забывайте развивать речь ребёнка и активно вовлекайте его в беседу во время игр — интересуйтесь, что он делает, просите пересказать сказочную историю или даже придумать собственную сказку.
  4. Не упорствуйте в своём желании довести игру до конца — не все дети одинаково усидчивы. Поиграйте 10 минут, затем отдохните, а через какое-то время вернитесь к игре.
  5. Почаще хвалите малыша, радуйтесь его достижениям и не ругайте его за ошибки. Играйте весело и непринуждённо и не забывайте, что вы — такой же полноправный участник игры!

По технологии Воскобовича работают многие детские сады, клубы и развивающие центры в нашей стране.

Но вы легко можете создать игровое пространство и дома, используя подручные материалы. Какие-то игры можно купить, какие-то — сконструировать самостоятельно. Декорации вы можете нарисовать вместе с ребёнком.

Играйте не просто в игры, а в сказку, и тогда ваш кроха будет с радостью впитывать всё новое и необыкновенное и гармонично развиваться.

Обсуждение: 5 комментариев
  1. Анастасия:

    Мне очень нравятся такие авторские методики и развивающие игры Воскобовича не похожие на большинство принятых у нас обучающих программ. Особенно радует, что такими методами может воспользоваться любой родитель, заинтересованный в развитии личности в своём ребёнке.

    Ответить
  2. Tamara:

    Развитие детей с помощью игры, самый лучший способ их развития, (а если эти игры ещё и хорошие авторские методики то ещё лучше) !!! Эта методика простая, креативная, интересная и поучительная, как раз то, что надо современным детям и их родителям (во всяком случае наше чадо очень заинтересовано и довольно))), могу рекомендовать всем !!!!

    Ответить
  3. инна:

    В наше время деток начинают развивать еще с пеленок и порой кажется, что весь мир куда-то спешит и торопиться… И все же хорошее развитие — это залог их будущего и нашего спокойствия за их взрослеющую жизнь. Поэтому тем и хороши такие проверенные временем методики Воскобовича в детском саду. Все просто, ясно и без навороченных эффектов. Стоит попробовать, не пойдет найдем что-то еще.

    Ответить
  4. Ольга:

    Интересные игры для детей — что может быть лучше?! Только фантазия автора — создателя игр! Например игра «Черепашки» очень похожа на мозаику. Но вариантов придумок очень много и игра стала совершенно новой и очень интересной! Всегда восхищаюсь и с огромным уважением отношусь к людям, которые занимаются воспитанием и развитием детей, особенно если это делается по велению сердца и души. Сама много работаю с детьми и точно знаю, что такие люди как Вячеслав, увлечённые своим делом, делают огромный вклад в воспитание детишек.

    Ответить
  5. Яна:

    Благодарю за статью. Очень интересно было прочитать. Не слышала раньше об этой методике. Всегда считала, что «хочешь, чтобы было сделано хорошо – сделай сам!» — особенно это касается воспитания детей. В конце концов, кому могут больше быть нужны дети, чем их собственным родителям?! Поэтому создание методики автором после появления своих детей кажется логичным и естественным! Я вообще очень «за» домашнее обучение детей родителями, потому что этот процесс дает развитие обеим сторонам.
    Сама методика заинтересовала, судя по описанию. Думаю, любому родителю будет полезно ознакомиться подробней и применить на практике.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *