Методики развития        16 июля 2018        12         0

Методика Шалвы Амонашвили

Методика развития ребёнка Шалвы Амонашвили

Шалва Амонашвили — доктор психологических наук, профессор и педагог-новатор из Грузии. Полвека назад он разработал методику сотрудничества и гуманизма и доказал, что успешных результатов в обучении детей легко добиться без принуждения и постоянного контроля.

Занимаясь с группой шестилетних детей в экспериментальной «Школе радости» в Тбилиси, он выстраивал уроки в игровой форме и предоставлял ученикам свободу выбора. Цель была одна — вырастить хороших людей, и по мнению Шалвы Амонашвили, она была достигнута.

Цель одна — вырастить хороших людей!

Кроме того, дети достигали высоких результатов развития и самостоятельно принимали гениальные решения. Школы, впоследствии перенявшие эту методику, демонстрировали те же показатели.

В чём же особенность этих школ?

Здесь учителя сами подбирают учебники к урокам, не ставят оценок и не поддерживают жёсткой дисциплины. Обстановка в классе лёгкая и непринуждённая, в ней нет места соперничеству и диктаторству. Дети ведут себя свободно, раскованно, не боятся размышлять, анализировать и задавать вопросы. И даже составляют собственные учебники и выстраивают план урока. Учителя обращаются с ними как со взрослыми.

Давайте рассмотрим подробнее особенности методики Шалвы Амонашвили.

Принципы методики Шалвы Амонашвили

Залог эффективного обучения малышей, по мнению Шалвы Амонашвили, — личность учителя. Именно учитель — самый высокий авторитет для ребёнка. Если вы занимаетесь с крохой самостоятельно, то именно вы должны олицетворять для него лучший пример для подражания.

Принимайте и любите ребёнка, каким бы он ни был — озорным или послушным, ленивым или прилежным, сообразительным или отстающим. Плохих детей не бывает, каждый малыш — великий дар. Радуйтесь любым успехам малыша, даже самым незначительным на ваш взгляд, уважайте самолюбие и достоинство маленького человека.

Чтобы понять ребёнка, попробуйте мысленно встать на его место, прочувствовать на себе его переживания и стремления, посмотреть на детские тревоги как на серьёзные и заслуживающие внимания. Именно внимания и уважения, а не снисхождения.

Каждый малыш появляется на свет с определённой миссией, предназначением, внутренним светом. Ваша цель — не дать этому свет угаснуть и помочь ребёнку самостоятельно найти свой путь.

Создайте крохе комфортную среду обитания, в которой он обретёт душевный комфорт и равновесие.

Игры по методике Шалвы Амонашвили

1. «Я — сказка»

Интересный психологический приём, помогающий малышу преодолеть страхи и стать более уверенным. Предложите ребёнку сочинить сказку, главным героем которой станет он сам. Помогите ему оформить сказочную книжку с рисунками и фотографиями крохи. Непременно снабдите рассказ мотивирующими выражениями — «Я сильный», «Я храбрый», «Я ловкий». По сюжету малыш должен обязательно выйти победителем. Это пригодится ему в будущем при решении проблем — он будет действовать, как герой из сказки. А ваша задача — периодически напоминать ему о сказке и храбром герое и спрашивать, как бы в конкретной ситуации он поступил.

Разрешите малышу фантазировать и сочинять сказку так, как он хочет.

Разрешите малышу фантазировать и сочинять сказку так, как он хочет. Он может взять в сказку вас, своих друзей или игрушки. Не ограничивайте маленького мечтателя в форме изложения своей фантазии — можно не только писать и рисовать, и лепить, делать коллажи из картинок и ткани, вклеивать в книжку различные предметы.

2. Ролевые игры

Сюжет должен придумать ребёнок, а вы лишь поможете воплотить идею в жизнь.

Помогите малышу «прожить» свою роль и разыграть её перед домочадцами во всём великолепии. Только помните, что сюжет должен придумать ребёнок, а вы лишь поможете воплотить идею в жизнь — соорудить костюмы и декорации. Постановка может быть «многосерийной» и продолжаться столько, сколько захочется крохе. Такие игры формируют личность ребёнка, учат его самостоятельно находить решения, развивают фантазию и творческое мышление.

Методика Шалвы Амонашвили популярна не только в нашей стране, но и за рубежом, книги грузинского автора переведены на множество языков. Школы, использующие его систему, есть во всём мире, но в России их пока единицы, несмотря на то, что методика рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения.

Методика рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения.

Теория гуманизма близка многим педагогам и родителям. Присмотритесь и вы к ней повнимательней — здесь есть что почерпнуть. Чувствуйте душу своего ребёнка, относитесь к нему с уважением и доброжелательностью, и он будет доверять вам.

Гуманное отношение к маленькому человеку и вера в него ускорят развитие и сделают его более разносторонним.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *