Методики развития        17 июля 2018        39         0

Методика Рудольфа Штайнера

Рудо́льф Ште́йнер (также Штайнер; нем. Rudolf Joseph Lonz Steiner, 27 февраля 1861 — 30 марта 1925) — австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор; эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик XX века, автор многих сочинений (1883—1925), давший более 6000 лекций по всей Европе (1900—1924); основоположник антропософии и антропософского движения.

Дорогие мамы и папы, вы всё ещё находитесь в поиске подходящей методики раннего развития для вашего малыша? Делаете выбор между Монтессори-группой и домашним обучением, штудируете литературу по воспитанию, а то и вовсе потерялись в многообразии различных теорий? Тогда вы по адресу! Мы продолжаем рассматривать достоинства и недостатки различных методик и раскладывать их по полочкам, и наш сегодняшний герой — вальдорфская педагогическая система.

Как и методика Глена Домана, эта теория вызывает к себе довольно неоднозначное отношение. Мнения о ней варьируются настолько, что противники называют её сектой и эзотерическим лжеучением, а поклонники — идеальной системой гармоничного воспитания.

Вполне очевидно, что создатели и приверженцы любой теории раннего развития будут утверждать, что именно их методика уникальна и наиболее эффективна в противовес остальным. Поэтому не торопитесь полагаться на чужое мнение, а лучше составьте своё и возьмите из понравившейся методики то, что будет полезно именно вашему малышу.

Итак, что же представляет из себя вальдорфская система раннего развития?

История создания Вальдорфской методики

Для начала скажем несколько слов о её отце-основателе. Рудольф Штайнер — австрийский инженер, философ-мистик и педагог — открыл свою первую школу в 1919 году в Германии, при фабрике «Вальдорф Астория». Отсюда, кстати, и произошло название методики.

И хотя школа предназначалась для детей рабочих, вскоре её наполнили ребятишки из других социальных слоёв. А всё потому, что Рудольф Штайнер начисто отверг отбор по социальному и материальному признакам и ориентировался на личность ребёнка, независимо от его интеллекта, возраста и национальности, что было прорывом для тех времён.

Стоит отметить, что несколькими годами ранее, в 1912 году, Штайнер основал собственное учение — антропософию — на основе которой и создал позднее свою педагогику. Учение это не совместимо ни с одной традиционной религией, а скорее связано с мистикой и эзотерикой и имеет своей целью саморазвитие и духовное познание с помощью мышления. Обязательно учитывайте этот момент при выборе вальдорфского детского сада или школы, поскольку сама методика не может существовать отдельно от идеологии антропософии. Конечно, секта — это слишком громко сказано, однако, учение так или иначе окажет влияние на формирование личности ребёнка.

Но не пугайтесь раньше времени — достоинств у этой методики немало. Давайте рассмотрим штайнеровскую теорию подробнее и выявим её плюсы и минусы.

Принцыпы Вальдорфской методики

Особенности Вальдорфской педагогики

  1. Основная идея Вальдорфской теории — дать ребёнку возможность пребывать в его собственном сказочном мире как можно дольше и не торопиться с развитием интеллекта. «Всему своё время» — чинно изрекают в один голос последователи Штайнера. Познавать мир малыш должен естественным путем, через чувства и подражание, безо всякого давления со стороны.
  2. Наполняемость групп детьми разных возрастов. Старшие ухаживают за малышами и обучают их элементарным навыкам — одеваться, завязывать шнурки, убирать за собой, рисовать и лепить. Такая дружественная и домашняя атмосфера помогает младшим детям быстрее приспособиться к жизни в коллективе, а старшим — развивать ответственность.
  3. Используются только самодельные игрушки из натуральных материалов — дерева, глины, шерсти и т.д. Это тряпичные куклы, сшитые своими руками, вязаные гномы, деревянные некрашеные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфцы считают, что именно такие игрушки развивают фантазию и творческие способности. Как вы уже, наверное, догадались, телевизоры, ноутбуки и прочие современные гаджеты этому не способствуют, а, напротив, несут лишнюю информацию и стресс, и потому отвергаются вальдорфской системой.
  4. Роль педагога такая же, как в методике Марии Монтессорине руководить, а мягко направлять. Дети самостоятельно выбирают игры и занятия в течение всего дня, а задача педагога — предложить им разные варианты, как можно меньше вмешиваясь в саму игру. Если педагог устраивает общее занятие, то малыш вправе отказаться от участия в нем.
  5. Большое внимание уделяется чтению сказок и стихов, пению, кукольным спектаклям, живописи и ремёслам — дети учатся вышиванию, шитью, резьбе по дереву, изготовлению игрушек и даже работе на гончарном круге.
  6. В процесс обучения тесно вплетено большое количество праздников. В основном, все они связаны с природными явлениями и народными традициями, как, например, праздник Урожая.
  7. Вместо традиционных занятий музыкой в вальдорфских группах практикуется эвритмия — ритмическая игра, при которой свободные движения сочетаются с музыкой, пением или стихами. Помещения для занятий оборудованы музыкальными инструментами, которые не возбраняется брать и пробовать в действии.
  8. При наличии палисадника дети учатся выращивать различные овощи и даже пшеницу, чтобы впоследствии самостоятельно смолоть её на меленке и испечь свой хлеб. Вообще, помощь малышей взрослым в повседневных делах весьма приветствуется — будь то варка компота или варенья, приготовление салата или выпечка пирога, полив цветов или уборка.
  9. Родители активно включаются в процесс воспитания в детском саду и привлекаются к созданию игрушек, оформлению и уборке помещений, участию в праздниках.

Что же должно явиться результатом такого обучения? Итак, по задумке Штайнера, его методика помогает малышу развивать воображение, способствует творческой самореализации, прививает любовь к природе и расширяет взгляды на жизненные явления и понятия. А кроме того, делает его дисциплинированным и ответственным. Что ж, звучит неплохо!

Ну, а теперь, справедливости ради, давайте поговорим о недостатках. О некоторых из них вы наверняка уже догадались сами.

Недостатки Вальдорфской педагогики

  1. Занятия по чтению и счёту в вальдорфских детсадах и группах не просто отсутствуют — на них введён запрет. В школах они начинаются гораздо позднее, чем при традиционном обучении и основаны на устном творчестве. Экзамены, оценки и контрольные работы отсутствуют. Сам Рудольф Штайнер был противником тестирования и отбора одарённых детей. Поэтому стоит принять эти особенности во внимание, если вы планируете отдать ребёнка после вальдорфского детского сада в обычную школу.
  2. Если вы всё же решили наравне с развитием по штайнеровской методике обучать своего малыша чтению, письму и счёту, будьте готовы к тому, что это вызовет бурю негодования в детском саду — методика не приемлет параллельных занятий дома или в других кружках, противоречащих её заповедям. Это в равной степени относится к музыкальным и спортивным школам, а также к изостудиям.
  3. Список «разрешённых» книг в вальдорфских детсадах весьма ограничен — педагоги читают детям исключительно волшебные сказки, легенды или мифы, поскольку якобы именно такие книги лучше всего развивают воображение и творческие способности. Классические произведения для детей (Пушкин, Чуковский, Маршак, Михалков, Линдгрен и другие) остаются за бортом.
  4. В современном мире довольно трудно полностью оградить ребёнка от плодов цивилизации. Поэтому соответствовать стандартам вальдорфской педагогики подчас просто нереально.
  5. Как мы уже упоминали выше, мистические принципы антропософии при обучении в соответствующем детсаду окажут влияние на ребёнка, даже если напрямую они не отражаются на жизни коллектива.
  6. Трудности адаптации детей в обычных школах после «вольных хлебов» вальдорфского детского сада. Выходом может стать продолжение обучения в аналогичной школе, однако, в России такие учебные заведения пока редкость и диковинка.
  7. Основное направление вальдорфской педагогики — гуманитарное. Поэтому если ваш малыш проявляет склонность к точным наукам, то эта методика ему вряд ли подойдёт.

Итак, мы рассмотрели основные моменты вальдорфской педагогики, как приятные, так и не очень. На сегодняшний день это одна из старейших методик, проверенных временем и широко распространённых по всему миру. Почти столетнее существование штайнеровской школы говорит о том, что с ней, как минимум, стоит познакомиться поближе.

Несмотря на обилие явных или не столь очевидных недостатков, теория эта уникальна и самобытна. Поэтому даже если вы не решитесь отдать малыша в вальдорфский детский сад, то вполне можно позаимствовать отдельные элементы методики — смастерить ребёнку изумительную куклу из лоскутков или выстрогать деревянную лошадку, устроить кукольный театр, вместе испечь пирог или развести вместе маленький огородик – пусть даже на подоконнике.

Но главное, чему стоит поучиться у Рудольфа Штайнера — это уважение к детству, к личности малыша и отсутствие принуждения и давления. Берегите и поддерживайте любую инициативу вашего ребёнка, творите вместе с ним и развивайтесь с радостью!

Вальдорфская методика Рудольфа Штайнера видео

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *