Методики развития        17 июля 2018        23         0

Методика Марии Монтессори

Друзья, вам знакомо имя Марии Монтессори? Наверняка вы его слышали, и не раз — в развивающих центрах, от друзей или от мамочек во дворе. И неудивительно, поскольку имя это — одно из самых известных в сфере раннего развития детей.

Уже более сотни лет уникальные идеи итальянки Монтессори успешно воплощаются в центрах раннего развития и школах, а миллионы детей во всём мире эффективно развиваются по её системе.

Это методика, выдержавшая проверку временем, и если вы ещё не знакомы с ней, то это непременно следует сделать.

Кто такая Мария Монтессори?

Монтессори родилась в 1870 году и стала первой женщиной-врачом в Италии. Она прожила долгую жизнь, которую посвятила работе с детьми. Ей принадлежит множество сочинений, посвящённых воспитанию — «Дети — другие», «Дом ребёнка», «Мой метод», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» и прочие.

Как и Глен Доман, о котором мы вам рассказывали ЗДЕСЬ, Монтессори начинала работать с детьми, имеющими отклонения в развитии. Именно для них она разрабатывала свои уникальные пособия, помогающие развивать речь, понимать объяснения учителей и познавать окружающий мир.

И эти материалы действительно работали! С их помощью умственно отсталые дети овладевали чтением, письмом и счётом раньше своих здоровых ровесников. Такие успехи натолкнули Монтессори на мысль открыть школу и для обычных детей, и вскоре в Риме появился «Дом ребёнка».

Давайте же рассмотрим и разложим «по полочкам» основные идеи её методики и выясним, есть ли у неё недостатки.

Главные принципы методики Монтессори

  1. Индивидуальный подход к ребёнку
    Малыш самостоятельно выбирает, чем, когда и как он будет заниматься. Будет ли он читать книжки, поливать цветы, изучать географию или математику – решать ему. Ребёнок выполняет все упражнения в том ритме, который ему удобен, сам видит и исправляет свои ошибки. Помощь взрослого при этом минимальна.
  2. Создание специально подготовленной среды для развития, в которой нет случайных деталей
    Ребёнок окружён книгами, лабораторными приборами, швейными принадлежностями и прочими специально подобранными предметами. В такой среде у малыша появляется естественное желание освоить их, и это происходит легко и без принуждения. Взрослый может помочь ознакомиться с предметом и показать способ работы с ним, если ребёнок взял его в руки впервые или испытывает затруднения.
  3. Роль педагога — руководить самостоятельной деятельностью ребёнка, а не вмешиваться со своими воспитательными принципами
  4. Процесс обучения происходит спонтанно, в игре
    Ребёнок учится, сам того не замечая — выбирая дидактические материалы и просто играя с ними, малыш развивает мышление, координацию движений, зрение, учится концентрировать внимание и т.д.
  5. Свобода передвижения во время урока
    В Монтессори-школах активность ребёнка не ограничена партой или громоздким столом. Малыш выполняет свои упражнения на коврике или за небольшим переносным столиком, который он самостоятельно может перенести в любое место. Захотелось пройтись по классу, поиграть с куклой или машинкой, либо посидеть на диване? Почему бы и нет, если это не мешает остальным. Можно даже заглянуть в соседний класс и посмотреть, чем занимаются другие малыши.
  6. Зонирование пространства для развития
    Весь дидактический материал в помещении разбивается на несколько зон:

    • зона практической жизни — здесь ребёнок учится навыкам самообслуживания — стирает и гладит одежду (всё по-настоящему и под присмотром взрослого), зашнуровывает и чистит ботинки, режет овощи, месит тесто, пришивает пуговицы и учится их застёгивать.
    • зона сенсорного развития — в ней располагаются материалы, помогающие развивать все органы чувств. Здесь малыш изучает размеры, формы и цвета, учится различать предметы по их свойствам.
    • математическая зона
    • зона чтения и письма
    • «космическая» зона — или другими словами — зона познания мира. Здесь ребёнок получает сведения об окружающем мире, об истории, географии и культуре.
    • зона двигательных упражнений — здесь можно выполнять физические упражнения на развитие равновесия, внимания и координации движений.
  7. Разновозрастные группы
    Благодаря присутствию в одной группе детей разных возрастов, младшие имеют возможность учиться у старших, а старшие — заботиться о младших. Сама Мария Монтессори заметила, что дети гораздо лучше взрослых учат других детей. К тому же, у них появляется навык общения не только с ровесниками, но и с теми, кто старше и младше.

А есть ли у методики Монтессори недостатки, спросите вы? Увы, даже в такой привлекательной, на первый взгляд, системе, находятся существенные недочёты. Давайте рассмотрим подробнее, какие именно.

Недостатки методики Монтессори

  1. Как мы уже говорили, в развивающем пространстве Монтессори все предметы тщательно отобраны и лишним вещам там нет места. Каждый предмет имеет чёткую и однозначную цель — развивать мелкую моторику, логику, мышление или аналитические способности. При таком подходе правому полушарию мозга практически не уделяется внимание — на творчество и подвижные игры у детей просто не остаётся времени. А ведь именно ролевые игры помогают малышу определить своё место в окружающем мире и развиваться эмоционально и интеллектуально. Рисование и фантазирование и вовсе отвергаются Монтессори-педагогикой как бессмысленное времяпрепровождение. Современные школы Монтессори предлагают творческие зоны — музыкальные, танцевальные, зоны искусства и иностранных языков, но это привнесённый атрибут, не связанный с оригинальной методикой.
  2. Подобная ситуация и с чтением. По методике Монтессори, читать следует те книги, которые приносят ощутимую пользу — развивают речь и память, расширяют кругозор, помогают познавать окружающий мир. Как вы догадываетесь, сказки в данную категорию «правильных» книг не входят. Конечно, напрямую они не отвергаются — как-никак, а некую «пользу» из них можно извлечь – пополнить словарный запас, получить знания о фольклоре. Но всё же предпочтение будет отдаваться книгам, имеющим практическую направленность. Такие книги, может, и сделают из малыша «ходячую энциклопедию», но не научат его сопереживать героям и вести с ними внутренний диалог.
  3. Из всего вышесказанного напрашивается ещё один очевидный недостаток методики Монтессори — она подойдёт не каждому ребёнку. Если ваш малыш творчески одарён и у него явно доминирует правое полушарие мозга, то система Монтессори вряд ли будет способствовать развитию его способностей. Кроме того, ему будет просто непонятен тот способ познания мира, который она предлагает. Не пойдёт на пользу методика и деткам, склонным к аутизму – они могут основательно уйти в себя. Будет трудно и некомфортно и гиперактивным детям — шумные и эмоциональные, они едва ли смогут «ужиться» в дисциплинированной среде, где все заняты своим делом и задача каждого – не мешать соседу.
  4. После обучения в детских садах и школах Монтессори с их свободной, демократичной атмосферой детям с трудом даётся адаптация в обычных школах с дисциплиной и установленным порядком.

Методика Монтессори сейчас

Отдельно стоит сказать о современном внедрении в методику новых элементов. Некоторые группы Монтессори для малышей до 3 лет предполагают присутствие мам на занятиях. Это противоречит главному принципу методики – развитию самостоятельности — и ничего общего с оригинальной системой не имеет. Связано это, вероятно, с невысокой квалификацией воспитателей, не умеющих самостоятельно организовывать работу в группе и перекладывающих её на мам.

Можно ли заниматься по методике Монтессори дома?

Очевидно, что система Монтессори, прежде всего, рассчитана на обучение в группе в детском саду или в школе. Однако, если у вас нет возможности водить свое чадо в развивающие центры, или таковых в вашем городе вообще нет, то вы вполне можете заниматься дома. Многие элементы методики можно с лёгкостью перенести на домашнее воспитание.

Магазины развивающих игр наперебой предлагают различные дидактические материалы Монтессори, поэтому вам остаётся только выбирать, какие пособия и игры лучше подойдут вашему ребёнку. Или же их можно выполнить самостоятельно из подручных материалов.

Каждый малыш неповторим и обладает уникальными способностями и возможностями. Ваша задача — вовремя разглядеть их и подобрать индивидуальную систему обучения. Уважайте своего кроху и его право на самостоятельность.

Если вы убеждены, что методика Монтессори подойдёт вашему ребёнку, то в ваших силах создать для него оптимальную развивающую среду и ненавязчиво направлять его по этому пути. Наблюдайте за ним и предлагайте те занятия, которые интересны ему в данный момент. И тогда уроки будут максимально эффективными и развивающими и помогут малышу раскрыть свой потенциал. Развивайтесь с радостью, друзья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *