Методики развития        16 июля 2018        30         0

Методика Глена Домана

Глен Доман с детьми

Друзья, мы продолжаем знакомить вас с методиками раннего развития, и герой нашего сегодняшнего рассказа — американский врач-нейрофизиолог Глен Доман, разработавший свою теорию воспитания более полувека назад. Более полно с идеями автора вы можете ознакомиться в его книге «Гармоничное развитие ребенка», а мы лишь расскажем вам о главных принципах теории.

Методика Домана уже давно завоевала популярность в разных странах и обрела верных последователей, однако и по сей день вызывает множество дебатов и противоречивых суждений. Противники теории выискивают в ней так же много минусов, как сторонники — плюсов. Итак, давайте попробуем вместе разобраться и выяснить, подходит ли вам и вашему малышу эта методика.

С чего всё началось

Стоит отметить, что свою систему молодой врач начал применять ещё в 40-е годы XX века для тяжелобольных детей с поражениями центральной нервной системы. Процедуры представляли собой стимулирование разных органов чувств, что приводило к активации работы мозга в целом. Малышам показывали карточки с картинками, точками и словами, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Также дети получали тактильную и слуховую стимуляцию. В итоге, многие из них демонстрировали значительное улучшение своего состояния.

Спустя некоторое время Доман включил в программу обучения и здоровых детей, учитывая при этом их интересы и потребности. Результаты превзошли все ожидания, и методика начала своё шествие по миру. Каковы же её главные постулаты?

Принципы методики Глена Домана

  1. Чем раньше — тем лучше. Чем младше ребёнок, тем легче ему даются новые знания. Доман убежден, что раннее развитие — залог того, что вы воспитаете маленького гения. А его можно вырастить из любого ребёнка, считает автор методики.
  2. Физическое развитие с пелёнок. Доман рекомендует с самого рождения создавать для детей условия для физического стимулирования и закреплять их врождённые рефлексы. Учите ребёнка ползать, плавать, ходить, бегать и преодолевать препятствия. Это ускорит развитие его интеллекта и способностей. Яркий пример — трек для ползания. Это специальное приспособление с гладкой поверхностью и небольшим наклоном. Лёжа на животе, желательно без одежды, малыш касается стенок трека бёдрами и плечами. Срабатывает врождённый рефлекс, и кроха, который ещё только недавно родился, преодолевает немалые расстояния! Малыши могут проводить в такой дорожке до четырёх часов в день. Регулярные и правильные тренировки — и к четырём месяцам ваш карапуз будет вовсю ползать на четвереньках.
  3. Чем больше фактов вы преподнесёте ребёнку — тем больше выводов он из них сделает. Малыши любознательны от природы. Они с лёгкостью усваивают и запоминают большое количество новых «данных». Но слишком не увлекайтесь — не забивайте голову малыша лишней информацией, которую он не может обработать и использовать. Изобилие знаний может перегрузить нервную систему ребенка. Факты должны быть чёткими и недвусмысленными.
  4. Демонстрация малышу специальных карточек, обучающих чтению, счету и энциклопедическим знаниям. Карточки разбиты по категориям — искусство, литература, иностранный язык, география, математика и прочее. На карточках пишутся слова и цифры, точки в разном количестве, приклеиваются изображения по разным тематикам. Каждая из категорий даёт общий обзор и завершается интеллектуальной программой, которая углубляет знания и сообщает новые факты про уже знакомые объекты. Необходимо ежедневно показывать ребёнку серию карточек, при этом желательно не повторять более трёх раз в день одну и ту же.
  5. Учёба наиболее эффективна в период роста мозга. Рост этот завершается к семи с половиной годам, а его активность приходится на первые три года. Поэтому методика Домана направлена на развитие малышей 3-4 лет.
  6. Лучший стимул в обучении для ребёнка — ваше внимание. Обязательно хвалите своего кроху за его достижения, пусть даже маленькие, и радуйтесь вместе с ним! Тогда малыш будет стремиться к ещё большему познанию.
  7. Занятия должны быть короткими и интересными. Например, показывать карточки ребёнку нужно в течение всего 2-3 секунд. Дольше не нужно, иначе у малыша может пропасть интерес. Умейте вовремя остановиться, и желательно — до того, как этого попросит ребёнок. Превратите обучение в интересную игру и не настаивайте на запоминании. Если игра наскучила вам или ребёнку — переключитесь на другую. Занимайтесь лишь тогда, когда это доставляет радость вам обоим.
  8. Залог успеха — регулярные и систематичные уроки. Готовьте карточки заранее и старайтесь каждый день пополнять их набор. Кроме хорошо знакомых картинок показывайте малышу новые.
  9. Непременная составляющая эффективных занятий — хорошее настроение малыша — он должен быть здоров, бодр и весел.

Недостатки и спорные моменты методики Домана

Несмотря на свою логичность и простоту, в домановской теории всё же есть и явные минусы:

  1. Не каждому родителю хватит энтузиазма и времени на занятия с карточками — для того, чтобы их изготовить, рассортировать и подобрать нужные, вам потребуется не один час, и пополнять их запас нужно будет регулярно.
  2. Формирование у ребёнка абстрактного образа мышления. Если ваш малыш дома с уверенностью показывает на карточке собаку, то не факт, что он узнает её на улице, если до этого ни разу ее не встречал. То же с чтением — ребёнок может запомнить карточки с картинками и подписями, но он не сможет читать книги с новыми незнакомыми словами и анализировать прочитанное, т.к. текстовое мышление ещё не сформировано.
  3. Ребёнок — не активный участник процесса обучения, а его пассивный объект. Он просто сидит и смотрит, как ему показывают очередную карточку и сообщают бесстрастные и четко подобранные сведения. Малыша нагружают информацией, но не учат думать и применять на практике полученные знания. Он может лишь воспроизвести заученный урок (к слову, запоминаемость была бы куда выше, если бы материал подавался через игру и активную деятельность). А как же творчество и любознательность, жажда познания и исследования? Увы, всё это притупляется жёсткими рамками методики.
  4. По системе Домана предполагается, что мир малыша будет ограничен рамками семьи, и карточек для знакомства с ним вполне достаточно. Но ведь невозможно научить ребёнка общаться с другими людьми и «проживать» различные ситуации, оперируя лишь карточками. Потребуется не только запас информации, но ещё и определённый опыт, чтобы ребёнок осознал своё место в мире. А при столь интенсивных нагрузках общаться с другими детьми малышу будет просто некогда!
  5. Ещё один спорный момент — сопровождение читаемых или прослушиваемых книг картинками. Действуя подобным образом, вы отбиваете у малыша желание самому придумывать визуальный ряд к тексту. Ребёнок привыкает к «лёгким» знаниям из иллюстраций и впоследствии может потерять интерес к более сложным учебникам без картинок.

Как мы видим, у методики хватает как преимуществ, так и недостатков. Возможно, вы найдете систему Домана привлекательной и сможете подстроить её под себя и своего кроху, как однажды сделала Сесиль Лупан (о ней и её методике можно прочитать ЗДЕСЬ).

Вкладывая в головку своего малыша знания, не забывайте просто пообщаться с ним и поиграть, потанцевать или попеть песенки и потешки. Как сказал сам Глен Доман, «чудеса заключены не в методиках, а в самом ребёнке».

Уважайте своего малютку, прислушивайтесь к нему и учите его с радостью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *